Профориентация

                                    

  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №4"

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

г.Радужный

Профориентация

 

 

 

 

 

Профориентационная работа в МБОУ СОШ №4.

 

Информация о мероприятиях в рамках акции «Твоя профессия – твое будущее», проведенных в МБОУ СОШ № 4 в 2018-2019 уч году        ознакомиться

     

 КАК ВЫБРАТЬ ПРОФЕССИЮ?

    

     Если Вы читаете эту статью, значит, Вас интересует Ваше будущее, Вы решаете один из сложнейших жизненных вопросов. Поздравляем Вас - Вы на правильном пути, Вы самостоятельно, смело приближаетесь к успеху. Проблема выбора профессии неоценимо важна, поскольку затрагивает интересы как отдельно взятого человека, так и общества в целом. Она определяет, построит ли человек карьеру, будет ли развиваться общество. Как же изначально сделать правильный выбор, выбрать оптимально подходящий путь профессионального развития, выбрать профессию, которая не только пользуется популярностью, является востребованной, но и будет интересной, любимой, приносящей заработок?

      Нелегко сделать правильный выбор профессии ввиду большого разнообразия вариантов. Выбор профессии можно сравнить с выбором товара в супермаркете. Представим, что нам нужно купить что-то одно. Но что именно нам не сказали. Еще мы не знаем, на какую сумму мы должны сделать покупку. Еще, мы не так хорошо разбираемся вообще какие товары бывают и для чего они нужны. Да, нам еще сказали, что от этого выбора зависит вся наша дальнейшая жизнь... Ну, пожалуй, этих вводных уже достаточно чтобы вызвать у нас волнение... И это нормально, осталось только приложить усилия и будет успех.

      Получается, товар - это профессия, цена - это наши способности. И остается только рассмотреть большинство товаров, почувствовать тот, что нам нравится и примерить на него наши способности. Так как же выбрать профессию?

      Если представитьФОРМУЛУ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ, то основными ее переменными будут сами профессии, Ваши профессиональные желания и Ваши способности и склонности.

      Получается, чтоВЫБОР ПРОФЕССИИ, это не что иное, как нахождения самого лучшего сочетания при сопоставлении интересов и способностей и возможностей человека с профессиями. То есть, чем лучше мы будем понимать себя и чем лучше мы будем разбираться в профессиях, тем точнее мы сделаем выбор.

      И поэтому ПЕРВЫМ УСЛОВИЕМ успешного выбора мы видим САМОАНАЛИЗ. Изучайте, тестируйте себя, отвечайте себе на вопросы: "ЧТО Я ХОЧУ?", "ЧТО Я МОГУ?".

      "ЧТО Я ХОЧУ?" - вопрос осознания собственных профессиональных потребностей. Осознанная потребность - мотив, указатель, куда нужно двигаться, что нужно искать. Осознать потребность не так легко и зачастую даже профессионалу тяжело навскидку сказать, что именно его привлекло в профессии.Профессиональными мотивами могут быть: интерес к какому-либо делу, престижность, популярность, востребованность профессии, хорошие условия труда, зарплата, карьерный рост и т.п.  Очень важно совместить будущую профессию со своими мотивами, если ими пренебречь, в будущем они будет о себе напоминать. Ну, а главным мотивом выбора профессии является, конечно, ИНТЕРЕС. Если Вам нравятся животные, растения, то Вам будет интересно в своей профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой природы. Если Вы любите технику - интерес к ней будет поддерживать Вас в деятельности инженера-конструктора или физика-теоретика.

      "ЧТО Я МОГУ?" - вопросы изучения своего характера, темперамента, своих способностей и возможностей. Тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с Вашим личностным, характерологическим типом. Скажем, если Вы общительны - Вам больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а если эмоционально неустойчивы - не сможете выполнять рутинную работу, требующую концентрации в течение длительного времени.

      Каждая профессия предъявляет профессионалу определенный набор профессионально-важных качеств.

      Например, водителю важно внимание, дизайнеру - образное мышление и т.д. Изучайте свои способности и соотносите их с профессионально-важными качествами профессий. Боритесь, работайте над собой, познавайте себя. Это позволит увидеть Ваше место в мире профессий, слабые стороны Вашей личности, подскажет что нужно развивать и тренировать. Помните, что способности, интересы или черты характера - исключительно гибкие, изменяющиеся качества.

      Помочь лучше узнать себя поможет нехитрое упражнение: посмотрите на себя глазами другого человека. Конкретного человека, которого Вы хорошо знаете. Попытайтесь объяснить свои поступки так, как это сделал бы другой человек. Вы поймете, каким Вас видят другие люди. В ситуации сомнения выбирайте ту профессию, где Ваши способности будут максимально реализованы, в этой деятельности Вы добьетесь наибольшего успеха.

      ВТОРЫМ УСЛОВИЕМ успеха мы представляем ВНЕШНЮЮ АКТИВНОСТЬ - изучайте МИР ПРОФЕССИЙ! Будьте любознательными... Узнавайте, интересуйтесь, выясняйте, добивайтесь. Вокруг нас существует мир, который ответит на все вопросы. Источниками информации могут быть: родители, учителя, друзья, знакомые, книги, журналы, справочники, Интернет, и наконец, профконсультанты. Чем больше Вы знаете о мире профессий, тем яснее представляете то из чего выбирать.

       Мир профессий колоссально сложен и многогранен и изучая его, необходимо представлять законы по которым он живет и развивается, а для этого нужно четко разбираться в его структуре и терминологии. Давайте вспомним самое главное.

      ПРОФЕССИЯ - это вид трудовой деятельности человека, требующий развития определенного уровня специальных знаний, умений и навыков, служащий источником доходов. 

Профессия объединяет в себя группу родственных специальностей (например, профессия «водитель» содержит в себе специальности: "водитель автобуса", "водитель троллейбуса" и т.д.). 

      СПЕЦИАЛЬНОСТЬ - отдельная отрасль науки, техники, мастерства или искусства. 

      СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ - процесс приобретения специальных знаний и навыков в какой-либо области. 

      КВАЛИФИКАЦИЯ - уровень общей и специальной профессиональной подготовки человека, степень развития профессиональных знаний и навыков; степень и вид профессиональной обученности, необходимые для выполнения конкретного вида работы. Квалификация определяется, в первую очередь, присвоенными профессионалу разрядами. 

      ДОЛЖНОСТЬ - трудовые обязанности человека, которые он должен выполнять, занимая определенное положение в штатной структуре предприятия или учреждения. 

      Для простоты понимания представьте следующую цепочку: проучившись в вузе по СПЕЦИАЛЬНОСТИ "психология" и пройдя СПЕЦИАЛИЗАЦИЮ "детская и возрастная психология", мы получили КВАЛИФИКАЦИЮ "детский психолог", чтобы пойти работать на предприятие и исполнять ДОЛЖНОСТЬ "детского психолога" по ПРОФЕССИИ "психолог".

     Каждая профессия имеет свои признаки, которыми она отличается от других, либо сходна с другими. К ним относятся: объект труда, предмет труда, цели труда, задачи труда, средства труда, условия труда, результат труда, оплата труда, требования к уровню образования, здоровью, профессионально важным качествам субъекта труда и др.

  • Объект, предмет труда - то на что направлен этот труд. 
  • Цель труда - основное предназначение профессии.
  • Задачи труда - способы и приемы достижения цели труда. 
  • Средства труда - это предметы материального мира, обеспечивающие оптимальное выполнение трудовой деятельности; то, с помощью чего осуществляется труд. 
  • Результат труда - продукт выполненного труда.

      ЦЕНИТЕ ВРЕМЯ - еще один важный совет. Выбор профессии - это дело не одного дня. Сегодня Вы решаете вопрос выбора профессии, а завтра уже будет необходимо выбирать вуз, а затем искать работу - жизнь так устроена, нельзя терять ни минуты. Будьте готовы к разумному выбору. 

     Для удобства движения к профессиональному успеху мы можем предложить Вам удобную схему-алгоритм, а также принципы, которыми при выборе профессии хорошо бы руководствоваться:

      Оплата труда - форма вознаграждения за труд. 

      Требования к уровню образования - нормативно установленный для профессии образовательный стандарт.

      Профессионально важные качества - социально-психологические, психологические и психофизиологические качества личности, соответствующие требованиям профессиональной деятельности.

      Например, объектом труда профессии «учитель» является ученик, а предметом - знания ученика; целью труда - обеспечение процесса обучения согласно необходимых нормативов; задачами труда - выступление перед классом, проведение контрольных, лабораторных работ, и т.д.; средствами труда - класс, парты, стулья, доска, учебники, видеоаппаратура и т.д.; результатами труда - успешно сданные учениками нормативы; оплатой труда - заработная плата, социальные льготы; требованиями к уровню образования - высшее педагогическое образование, специализация по предмету; требованиями к профессионально важным качествам - трудолюбие, любовь к детям, целеустремленность, общительность, развитые организаторские способности, хорошая память, внимание, воображение и т.д. Такое комплексное описание профессии называется профессиограммой.

 

 

ПРИНЦИПЫ ПРАВИЛЬНОГО ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

  • ОТКРЫТОСТИ. Не бойтесь критики и самокритики;
  • ОТВЕТСТВЕННОСТИ. Защищайте свой выбор конкретными аргументами;
  • ВРЕМЯ - НАШЕ ЗОЛОТО. Не бойтесь начать, бойтесь отложить на потом;
  • ЛУЧШЕ МНОГОЕ. Все полезно, если про профессию;
  • ЛУЧШЕ РАЗНОЕ. Как можно больше источников информации;
  • ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТИ. Идем туда, куда ведет сердце и здравый смысл;
  • УДОВОЛЬСТВИЯ. Сделайте процесс увлекательным.

 

ПОШАГОВЫЙ АЛГОРИТМ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

  • Составьте список Ваших требований к своему профессиональному будущему (минимум 20);
  • Составьте максимально большой список профессий. Постарайтесь детально разобраться в каждой;
  • Выберите из них список профессий, которые Вам нравятся (минимум 10);
  • Выберите из них те профессии которые, по Вашей оценке, Вам будут по способностям;
  • Спрогнозируйте как будут развиваться Ваши профессии в будущем (на 10-15 лет);
  • Согласуйте свой выбор с родителями, учителями, специалистами, друзьями;
  • Определите конкретные практические шаги к успеху (зоны развития, экзамены, учебное заведение...)

 Уровни образования

 

      ОБЩЕЕ – образование, которое получает каждый школьник, является общим:

Начальное (начальные классы школы);

Основное (школа до 9 класса);

Среднее (полное) (школа по 11 класс);

     ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ – образование, дающее возможность получить профессиональные знания, стать профессионалом:

Начальное – образовательные учреждения начального профессионального образования (профессиональные училища, лицеи);

Среднее – образовательные учреждения среднего профессионального образования (техникумы, колледжи);

Высшее – образовательные учреждения высшего профессионального образования (вузы – академии, университеты, институты);

     «ПОСЛЕВУЗОВСКОЕ» – образование, дающее возможность получить ученую степень (обучение в аспирантуре, адъюнктуре, ординатуре, докторантуре).

     Вы старшеклассник, а значит ОБЩЕЕ НАЧАЛЬНОЕ образование Вы уже получили, ОБЩЕЕ ОСНОВНОЕ (9 классы) и СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ (11 классы) образование Вы получаете сейчас, и поэтому Вам необходимо рассматривать уровни ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ . И, для начала разобраться, какой уровень образования соответствует выбранной Вами профессии.

      Окончив 9 классов, Вы смело можете выбрать один из нескольких путей:

  • продолжить обучение в школе – получать СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ образование;
  • поступить в профессиональное училище или лицей – приступить к освоению НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО образования и остановиться на этом;
  • поступить в техникум, колледж – осваивать СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ образование и остановиться на этом;
  • получать НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ образование, затем СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ образование и остановиться на этом;
  • получать НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ образование, затем СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ образование и продолжить обучение в высшем учебном заведении – получать ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ образование.

Окончив 11 классов, у Вас есть возможность:

  • поэтапного освоения уровней ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО образования;
  • освоения любого из уровней ПРОФЕССИОНЛЬНОГО образования сразу

      Сегодня, чаще всего, молодежь после освоения СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО образования сразу приступает к освоению ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО образования – поступает в высшее учебное заведение (вуз). А так как этот выбор является популярным – мы поговорим о нем более подробно.

      Итак, ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ образование.

      До 1 сентября 2009 года в России существовала одноуровневая система ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО образования (5 лет обучения), по которой выпускник получал стандартный диплом о высшем профессиональном образовании. Однако эта система была модернизирована.

      С 1 сентября 2009 года заработала новая система высшего профессионального образования, которая приняла трехуровневую (трехступенную) структуру:

Ступени (уровни) высшего профессионального образования:

  • БАКАЛАВРИАТ (4 года обучения, выпускник получит диплом бакалавра). Бакалавриат будет базой высшего образования. Он будет готовить квалифицированных рядовых сотрудников, занимающих исполнительские должности в производственной или социально-экономической сфере. Будет обеспечивать профессиональное развитие в объеме, который необходим для выполнения общих видов деятельности для всех специальностей того или иного направления.
  • СПЕЦИАЛИТЕТ (1 год обучения, выпускник получит диплом специалиста с высшим профессиональным образованием). Он будет готовить специалистов с узкой специализацией и более высокой квалификацией.
  • МАГИСТРАТУРА (2 года обучения, выпускник получит диплом магистра). Она предполагает более узкую и глубокую специализацию. Магистратура будет готовить специалистов, способных к решению наиболее сложных задач профессиональной, научно-исследовательской деятельности и самостоятельной аналитической работе. Магистратура обеспечит подготовку научно-педагогических кадров.

      Каждый из уровней является самостоятельным и для перехода на следующий необходимо сдать экзамены.

      Сегодня возможны несколько вариантов многоэтапной подготовки специалистов:

  • бакалавриат (4 года) – специалитет (1 год) – магистратура (1,5 года);
  • бакалавриат (4 года) – магистратура (2 года).
  • бакалавриат (4 года) – магистратура (2 года) - параллельное овладение программой специалитета.

       Получившие диплом специалиста или магистра обладают правом получения ПОСЛЕВУЗОВСКОГО образования.

       Наряду с этой структурой останется и традиционное высшее образование по ряду специальностей, например, по медицинским программам.

       Итак, после 11 класса Вы поступаете в вуз, и, теперь самое время определиться с приемлемой для Вас формой обучения. 

Сегодняшнее образование предлагает следующие формы обучения:

  • дневное (очное);
  • вечернее (очно-заочное);
  • заочное;
  • дистанционное;
  • экстернат.

      При выборе формы обучения основным критерием будет Ваша способность обучаться самостоятельно. Именно это отличает формы обучения друг от друга. К примеру, если, на дневной форме, учебный план предложит студенту присутствовать на ежедневных занятиях и слушать лекции преподавателей, то на экстернате студенту нужно будет в срок отчитаться о проделанной самостоятельной учебной работе. Чаще всего не дневные формы обучения выбирают абитуриенты, которые собирается параллельно с учебой профессионально работать. Все ничего, если эта работа идет в помощь, однако бывает и наоборот. Хотя в таких случаях вечерникам и заочникам идут на уступки – по месту работы им полагается дополнительный оплачиваемый отпуск, сокращенная рабочая неделя и другие льготы.

        С формой обучения определились – самое время поговорить о вузах.

        Итак, вузы – академии, университеты, институты.

Время, когда по конкретной специальности студентов готовили один-два вуза, кануло в прошлое. Сейчас спектр вузов расширился, а это зачастую еще больше усложняет абитуриенту задачу выбора. Как же сделать этот выбор? Необходимо серьезно разобраться, чем же они отличаются.

        Часто абитуриента привлекают менее важные атрибуты, допустим, удаленность вуза от дома. Очень хорошо, когда вуз находится рядом: меньше времени уходит на дорогу, его больше останется для самостоятельных занятий. Но все-таки это не главное. Важнее обратить внимание на: наличие в вузе талантливого преподавательского состава; высокое качество обучения; техническое оснащение учебно-материальной базы (библиотеки, лаборатории, аппаратура и т.д.).

        По форме юридического лица вузы можно разделить на две большие группы:

  • ГОСУДАРСТВЕННЫЕ, муниципальные (учредителем является государство);
  • НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ (коммерческие) (учредители: частные лица, общественные организации, акционерные общества, различные фонды).

        Какой вуз предпочесть: государственный или негосударственный?

        Во многом это зависит от Вашего материального положения. В государственном вузе есть возможность поступить на бюджетное (бесплатное) отделение, когда в негосударственном вузе это очень редкое явление. Дипломы государственных вузов сегодня ценятся выше. Это возможно объясняется тем, что негосударственные вузы возникли недавно и еще не наладили должным образом свою учебную программу. Однако, тот факт, что углублённое изучение многих негосударственных вузов, допустим, иностранных языков или компьютера, лидирует перед государственными вузами, несомненно, может погасить эти недостатки.

        Если Вы выбрали коммерческий вуз, главное:

·        убедиться в наличии государственной аттестации и аккредитации;

·        узнать, кто его учредитель – хорошо, если это солидная общественная организация;

·        обратить внимание на год основания вуза (чем раньше вуз основан, тем конечно лучше).

        На что ещё важно обратить внимание при выборе вуза?

        Вы иногородний – Вам нужно позаботься об организации быта, уточните, располагает ли вуз общежитием и каковы условия проживания в нём.

        Для юношей одним из условий выбора может стать наличие военной кафедры.

        Вы успешно сдали ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН (ЕГЭ), с чем Вас поздравляем, теперь самое время получить свои результаты и подать документы для поступления в вуз. Важно уточнить перечень необходимых для поступления документов.

        Прием документов в вуз осуществляется на конкурсной основе по результатам ЕГЭ. Заранее необходимо изучить порядок и критерии отбора в вуз, ведь наряду с результатами ЕГЭ, вуз может, проводить дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, физических и психологических качеств (вступительные экзамены), и, позаботиться о необходимых отстающих сторонах Вашего образования

        Вы можете подать документы сразу в несколько вузов, что конечно повысит вероятность поступления Вас в один из них. Но не забывайте, что экзамены на Вашу специальность в этих вузах могут отличаться – сил и времени затратите больше, ведь готовиться придется ко всем.

        Необходимо помнить, что шансы поступить в вуз находятся в прямой зависимости от Вашей подготовленности. Не полагайтесь на «авось», а тщательно взвесьте все «за» и «против». И помните, что от Вашего решения зависит Ваша дальнейшая жизнь…

 

 Сайты,

где можно  узнать о профессиях,

изучить профессиограммы

 и пройти профориентационные тесты.

План работы МБОУ СОШ № 4 по профориентации на 2016-2017 учебный год          смотреть

 

 

         

Дата последнего обновления страницы 27.12.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения