Советы психолога

                                    

  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №4"

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

г.Радужный

Советы психолога

 

    Дорогие родители! Ваш ребёнок для Вас -  это Ваше будущее. Вы, конечно, хотите, чтобы он не только сохранил все Ваши достоинства, но и преумножил их, стал полноценным человеком, культурной, творчески активной и социально зрелой личностью. Давайте поговорим о том, как установить тёплый, поддерживающий контакт с ребёнком, необходимый ему для благополучного развития.

   Мы надеемся, что наше общение будет плодотворным, хотелось бы услышать о Ваших открытиях и приобретениях в этом сложном деле-сохранении духовной близости с собственными детьми.  Ждем Ваших вопросов, будем рады на них ответить.

                                                          Школьные психологи:

                                                          Кинсфатор Василиса Владимировна, Ориховская Инна Владимировна

 

 

Как родителю помочь ребенку справиться с возможным стрессом при временном нахождении дома

(советы педагога-психолога)

 

     Итак, сбывается мечта очень многих школьников — учиться, не выходя из дома.

     Родители и близкие люди детей, находясь дома могут привить ребенку навыки преодоления сложных ситуаций и научить его справляться с возможным проявлением стрессовых вестников. Для этого родителям необходимо:

  • Обязательно сохранять и поддерживать благоприятную, спокойную, доброжелательную атмосферу в семье, дома. Следует помнить, что «черную полосу всегда сменяет белая». Доброжелательное спокойствие членов семьи поможет придать ребенку уверенность. Не забывайте, что для успеха в первую очередь важно спокойствие. У спокойных родителей, как правило, спокойные дети.
  • Стараться регулярно разговаривать с ребенком на темы, связанные с его переживаниями, чувствами, эмоциями. Делитесь своими переживаниями, мыслями, рассказывайте честные истории из жизни, в том числе о преодолении Вами и Вашими знакомыми трудных жизненных ситуаций. Обычный разговор по душам способен заставить ребенка поверить в свои силы. Такое общение очень сплачивает, помогает пережить даже самые сложные времена. Если ребенок волнуется из-за вируса и задает вопросы, то говорить нужно примерно следующее: «Если выполнять все правила (мыть руки, лицо, когда это нужно — после того, как пришли с улицы, после туалета, перед едой; проветривать комнату; на улице надевать перчатки; выполнять режим дня; вовремя ложиться спать; пить витамины; нормально есть и т. д.), то все будут здоровы!» Дети, которые чувствуют поддержку и искреннее сочувствие родителей, справляются со стрессом более быстрее.
  • Научить ребенка выражать свои эмоции в социально приемлемых формах (агрессию — через активные виды спорта, физические нагрузки, которые можно выполнять дома; душевные переживания — через доверительный разговор с близкими). Часто ребенку (особенно подростку) сложно рассказывать о своих переживаниях, с этой целью можно предложить ребенку завести тетрадь или личный дневник, которому он будет «рассказывать» свои переживания. Выложив эмоции на бумагу, он почувствует облегчение, освободится от возможных негативных мыслей.
  • Поощрять физическую активность ребенка. Стресс — это, прежде всего, физическая реакция организма, поэтому бороться с проявлениями стресса ребенку поможет любая деятельность, требующая физических усилий: уборка по дому, физические упражнения, пение, танцы… Постарайтесь определить совместно с ребенком, каким активным занятием он хотел бы заниматься, находясь дома. Так что, когда у Вашего ребенка «физкультура» - по возможности присоединитесь к нему и снимите и свой стресс заодно...
  • Поддерживать и стимулировать творческий ручной труд ребенка. Даже если Вам кажется, что, например, подросток «впадает в детство» и ничего полезного не делает (рисование, плетение «фенечек», украшение одежды, склеивание моделей), все это является своеобразной «разрядкой», несет успокоение — через работу воображения ребенок отвлекается от негативных переживаний и проблем. Возможно у Вас получится вместе сделать игрушку, совместный рисунок, приготовить какое-нибудь блюдо для всей семьи. Когда ребенок рядом с родителями и что-то делает вместе с ним — это снимает тревогу.
  • Поощрять ребенка к заботе о ближних - представителях старшего поколения, младших детях, домашних питомцах. Приятные обязанности, ощущение, что «кто-то от меня зависит», «без меня не справится», «я нужен кому-то», являются дополнительным ресурсом для борьбы с возможным стрессом.
  • И самое главное - стараться поддерживать режим дня ребенка (сон, режим питания). Дистанционное обучение — это не каникулы. Ребенок может дать себе незначительные поблажки (вставать не в 7 часов, а в 8, например, с учетом, что экономится время на сборы и путь до школы), но в целом стоит соблюдать обычный график пятидневной учебной недели. Чаще давайте ребенку возможность получать радость, удовлетворение от повседневных удовольствий (вкусная еда, принятие расслабляющей ванны, общение с друзьями по телефону и т. д.).

 

С уважением педагог-психолог МБОУ СОШ №4 Ориховская Инна Владимировна

 

  Если у Вас возникают какие-либо серьезные проблемы, то у нас работает Единый Общероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей — 8-800-2000-122 — работает во всех регионах Российской Федерации

     Подробная информация на сайте: https://telefon-doveria.ru/

 

 

 

 

 

Рекомендации психолога

для эффективного взаимодействия родителей и подростка в семье.

 

1. Разработайте систему последовательных требований, правил и санкций за их нарушение, а также поощрений.

2. При установлении каких-либо запретов желательно соблюдать следующую последовательность в процессе диалога:

объясните ребенку, что именно вас не устраивает в его действиях;

аргументируйте свой запрет;

выясните, какую цель преследует ребенок своими действиями, и совместно найдите иные пути достижения цели или поставьте более реальную цель.

3. Проявляйте свою заботу о ребенке не только в форме требований и ограничений, но и в форме эмоциональной поддержки, тепла, искреннего интереса к жизни ребенка.

4. Правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими

5. Предмет разговора с ребенком должен быть конкретным, затрагивающим суть дела

6. Общение должно быть в виде диалога, где существует равенство позиций взрослого и подростка.

7.Принимая самостоятельность ребенка, не сводите ее к вседозволенности.

8.  Будьте более внимательным к проблемам ребенка, ведь в его восприятии они имеют не меньшую значимость, чем проблемы взрослых.

9. Постепенно учите ребенка самого справляться со своими трудностями. Пусть самостоятельно ставит цели и определяет пути их достижения.

10. Помогайте ребенку выстраивать собственный путь, а не ведите его за собой.

11.  Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия).

12. Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка.

13.  Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.

14. Старайтесь никогда не сравнивать ребенка с окружающими (даже в сердцах), особенно если это сравнение не в его пользу.

15. Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.

 

Подготовка к экзаменам

  • Советы родителям как помочь выпускнику подготовиться к экзаменам       смотреть

  • Советы психолога идущему на ЕГЭ      смотреть

  • Применение доступных психотехнологий защиты от стрессов у ребенка перед ЕГЭ      смотреть 

Правила общения с ребёнком

  1. Можно выражать своё недовольство отдельными действиями ребёнка, но не ребёнком в целом.
  2. Можно осуждать действия ребёнка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они ни были. Раз они у него возникли, значит, для этого есть основания.
  3. Не требуйте от ребёнка невозможного или трудно выполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке.
  4. Недовольство действиями ребёнка не должно быть систематическим, иначе оно перестаёт восприниматься.
  5. Старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы ребёнка.
  6. Позволяйте ребёнку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным».
  7. Если ребёнку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. Но при этом возьмите на себя только то, что он не сможет выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому.
  8. Если ребёнок вызывает своим поведением у вас отрицательные переживания, сообщите ему об этом.
  9. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребёнок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы сообщите ему: «С тобой всё в порядке! Ты справишься!»
  10. Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребёнка.
  11. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя ответственность за личные дела вашего ребёнка, пусть он чувствует себя ответственным за их выполнение.
  12. О своих чувствах говорите ребёнку от первого лица. Сообщайте о себе, о своём переживании, а не о нём и его поведении.

 

Памятка «Глас вопиющего в пустыне»

(от ребёнка – родителям)

  1. Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне всё, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.

  2. Не будьте непоследованными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.

  3. Не давайте обещаний, которые вы не можете выполнить, это поколеблет мою веру в вас.

  4. Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».

  5. Не делайте для меня и за меня того, что я в состоянии сделать сам для себя. Я могу продолжать вас использовать в качестве прислуги.

  6. Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажете мне всё спокойно с глазу на глаз.

  7. Не пытайтесь обсуждать мой поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам мой слух притупляется в это время, а мой желание сотрудничать с вами становится намного хуже. Будет лучше, если вы предпримете определённые шаги, но давайте поговорим об этом несколько позднее.

  8. не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки смертельный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая, что я ни на что не годен.

  9. Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Так я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.

  10. Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на своём опыте.

  11. Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я перестану задавать вам вопросы вообще и стану искать информацию где-то на стороне.

  12. Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом. Запомните, что я учусь, больше подражая, а не подвергаясь критике.

  13. И, кроме того, я вас так сильно люблю, пожалуйста, ответьте мне такой же любовью.

Родительские установки

 

Позитивные 

Негативные

Постараешься и сделаешь

Опять ты лезешь!

Всё будет хорошо

Отстань!

Не получится – попроси помощи

Не мешай!

Без тебя как без рук!

Не путайся под ногами!

Ты – настоящий помощник!

Отойди

Как здорово у тебя получилось!

Без тебя справлюсь

У тебя золотые руки!

Сначала вырасти, а потом...

Без тебя я бы не справилась

А то я сам(а) не знаю...

У тебя всё получится!

Вот всегда бы так

Я тебе обязательно помогу...

Тебя не спрашивают

Любое дело тебе по плечу!

Вечно у тебя всё из рук валится!

Ты справишься

Замолчи, я сказала!

Как ловко у тебя получилось!

Всякую ерунду сделал(а)

Постарался и справился                         

С тобой беда                                     

 

 

Портрет одарённого ребёнка

    Показатели ранней умственной или общей одарённости детей:

  • самостоятельное освоение ребёнком грамоты;
  • формирование к 4 – 5 годам важнейших счётных умений (дети знают сложении, вычитание, иногда умножение, легко справляются с задачками на вычитание в пределах от нескольких десятков до сотни);
  • хорошее развитие логических операций (дошкольник как бы интуитивно осваивает важнейшие логические законы и закономерности, умеет сравнивать, противопоставлять, рассуждать, предполагать, делать выводы);
  • тяга к теоретическим знаниям (научившись читать, такие дети начинают «глотать» без разбора любую литературу или прочитывают книги по выбранной тематике);
  • физически хорошо развиты, редко болеют;
  • без труда переносят значительные физические и интеллектуальные нагрузки;
  • у одарённых детей преобладают познавательные интересы.

 

Как надо взаимодействовать с одарённым ребёнком

  • Понять ребёнка и осознать его неординарность.
  • Не игнорировать всю уникальность его данных.
  • Не восторгаться им сверх меры.
  • Не превращать всю жизнь ребёнка в «скачки» для удовлетворения своих высоких родительских амбиций.
  • Создать условия для поощрения таланта.
  • Не проецировать на одарённого ребёнка собственные увлечения и интересы.
  • Не культивировать необходимость преуспеть. Не заставлять его всё время делать вам приятное, используя свою незаурядность.
  • Создать для ребёнка атмосферу творчества и не гасить возникший интерес.
  • Не заставлять чрезмерно заниматься любимым делом и перегружать его.
  • Учить терпению и поощрять старания.
  • Тактично, деликатно помогать ему.
  • Учить проигрывать и не воспринимать любую неудачу как трагедию
Дата последнего обновления страницы 27.12.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения